13.12.2013 03:00
0
587

Чудо восстановления. Беседа с реставраторами в преддверии открытия Владимирского Собора-Усыпальницы русских адмиралов

 С председателем "Русской общины Севастополя" Татьяной Александровной Ермаковой мы подошли к ничем не приметному зданию за штабом Черноморского флота. Открылась дверь - и в зябкие зимние сумерки ковром упал тёплый золотистый свет. У встречавшей нас девушки были такие же золотые волосы и имя её - Елена - также значит Светлая.
Ну, конечно, я узнала её! Эта та самая красавица, с которой мы прошлым летом ездили в Волгоград, шли плечом к плечу, слушая, что говорит Александр Залдастанов (Хирург) о судьбоносной роли Севастополя в скором будущем,



читали на сайте Московского горкома Компартии РФ об открытии выставки её картин в здании Московской городской Думы



Завтра эта выставка закрывается. И завтра же после реставрационных работ на улице Суворова - 3 (Центральный городской холм) открывается памятник архитектуры и истории Собор Святого Равноапостольного князя Владимира - Усыпальница русских адмиралов и морских офицеров.


Несколько месяцев сложной кропотливой работы над его иконостасом посвятила семья художников Карповых:



После Великой отечественной войны бабушку Елены, проживавшую в Ивановской области, направили сюда как художника на восстановление города. Сегодня руководителем реставрационных работ в одном из самых известных храмов Севастополя является младший член династии коренная жительница Севастополя во втором поколении, которую специально для Форпоста представляет председатель "Русской общины Севастополя" Татьяна Ермакова:
ВИДЕО https://www.youtube.com/watch?v=wqJ6y9v7uuA
- Елена Николаевна Карпова - член "Русской общины Севастополя". Завтра её выставка закрывается. Получила она очень много откликов и пожеланий. Лена у нас молодая, ей всего 30 лет. Не каждому дано сделать такое, чтобы картины славились в Росси и в Москве.
Татьяна Александровна демонстрирует газету коммунистов Москвы "Правда Москвы" за 26 ноября 2013 года со статьёй об открытии выставки Елены Карповой:






и передаёт слово Елене.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте, Леночка. Можно Вас так называть? Я с Вами немного знакома. Мы вместе ездили в Волгоград, но я даже не предполагала, что Вы - художница, причём художница такого уровня. Расскажите, пожалуйста, где Вы учились, и чем сейчас занимаетесь.
- Живописью я занимаюсь с раннего детства.
Училась в художественной школе, в художественной иконописной мастерской, частным образом. Поступила в Симферопольское художественное училище им. Самокиша, потом из него перевелась в российское училище им. Харламова, его и окончила. Два года училась в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (реставрационный факультет), и пять лет училась в Православном институте имени Иоанна Богослова на факультете церковно-исторический живописи.
В какой-то период времени я почувствовала своё предназначение к иконописи. Считаю, что иконопись и живопись - это взаимосвязанные виды творчества. Одно другому помогает. До работы в Усыпальнице я работала в Москве, в иконописной мастерской, писала иконы в Храме Преподобномученицы Елизаветы города Щербинки, в Херсонесе, во Владимирском соборе принимала участие в реставрации храма, как художник и живописец принимаю участие во многих выставках: в Киеве, в передвижных, мои работы есть в частных коллекциях.
Тоже немного учившаяся в художественной школе, я с удовольствием втягиваю носом полузабытые волшебные запахи детства: лаков и красок.

- Всё-таки главными своими учителями я считаю своих родителей. Они члены творческого союза профессиональных художников. Я тоже являюсь членом творческого союза профессиональных художников города Москвы. Недавно была участницей выставки иконописцев в Венгерском посольстве, сейчас - в Московской Госдуме.
А сейчас мы находимся в мастерской штаба Черноморского флота. Здесь пишутся иконы в живописной манере ХVIII века в каноне, ХIХ века...
- Вот мы вошли, и над иконой трудилась Ваша мама, да?
- Да, здесь дописывается текст к иконе. Это Архангел Гавриил. Будет выставляться в Нижнем храме Владимирского собора.
- Скажите, пожалуйста, как зовут Ваших родителей?
- Папа - Карпов Николай Михайлович, мама - Карпова Марина Александровна.
- А вот папа, насколько я понимаю, трудился над этими монументальными произведениями...
- Здесь пишется Святая Равноапостольная княгиня Ольга,



рядом с нею Святой Равноапостольный князь Владимир, здесь дописывается текст Равноапостольному царю Константину, вдалеке - Богородица. Лицезреть мы сможем их уже завтра, 13 декабря. Всё это пришлось выполнять в короткие сроки, поэтому мы здесь работаем днями и ночами, никуда не уходим. Поскольку работа ответственная. К иконе нужно относиться серьёзно.





Николай Михайлович впервые видит статьи про выставку работ дочери:




- Перед нами образ Иисуса Христа, ХIХ век. В Храме сохранились старинные чёрно-белые фотографии иконостаса ХIХ века,



и мы должны по вот этим старинным фотографиям восстановить всё в цвете, чем и занимаются художники в данный момент.



Над иконостасом трудилась не только семья Карповых. На Царских вратах несколько икон написал москвич Василий Федотьев, а также художник Константин Поповский.
А это заместитель председателя "Русской общины Севастополя" Михаил Бузин, которому доверили шкуркой зачистить резные врата для вскрытия их лаком:












Наводила порядок в храме также член Общины Елена Орлова.


Генеральным коммерческим директором реставрационного процесса и всего храмового убранства является коренной севастополец подполковник запаса член "Русской общины Севастополя" Андрей Владимирович Зайцев. Он возглавляет строительную фирму "Монопорстрой".
Татьяна Александровна и Елена Николаевна говорят о нём исключительно в восторженных тонах. Они восхищаются его обязательностью, способностью работать быстро, качественно, умением учить молодёжь. По специальности он военный инженер-строитель. Сейчас он восстанавливает храмовые объекты. Это истинный патриот Севастополя, энтузиаст. Никуда не поедет, будет здесь работать, даже бесплатно. В Михайловский храм он вложил немало средств, а до этого оформил на Приморском бульваре композицию с якорем, в прошлом году спас от плывуна Усыпальницу, причём, с помощью методики, которую придумал сам. Он работает на историю, думает о будущем. Русская община выражает ему огромную благодарность.

- Скажите, используете ли вы старинные краски?
- Старинные краски достать трудно. Мы пишем современными. Стараемся подбирать тональность. Темперные краски ж вообще делались на яичном желтке. Золото используется сусальное, творёное.
- Вы владеете такой технологией?
- Да. Я ещё работала когда в иконописной мастерской, меня такой технологии обучали.
- А вот это золото, это что?
- Это так называемое золотопробельное письмо. Пишется творёным золотом. Золото мелко-мелко перетирается - твОрится, а потом его наносят тонкой кисточкой, очень долго, кропотливо.
А это наклеенное золото, а по нему идёт рисунок кисточкой: черневое письмо. Для изображения перьев, какого-нибудь орнамента. Всё это присуще XVII, XVIII веку. Это для Нижнего храма, а Верх - это уже XIX и XX век. Иконостас писали художники из Питерской Академии художеств, но в революцию и Великую Отечественную всё было утрачено, и сейчас мы должны это всё восстановить.
- Сколько раз мы проходили мимо этого здания и не знали, какая тут творится сказочная Красота!
- Потом можно всё это увидеть целостно, в самом иконостасе.
- Прикоснуться к этому на данном этапе равносильно чуду, которое Вы нам сегодня предоставили. Спасибо Вам большое!
Т. Ермакова:
- Да, вы знаете, я хочу сказать читателям Форпоста. Я вот всё время читаю, как там какую бы тему ни открыли, почему-то её никто не поддерживает, а начинает сразу искать изъяны. Так вот, товарищи читатели, на надо искать изъян, надо работать. Просто работать. А то так: кто-то русский, кто-то не русский. Начинаем выискивать и лезть в чужую кровать даже. Вот сегодня мне так не понравилось, как расписывали про Артёма Мальцева. Как бы я к нему ни относилась, но человек что-то делает.
Говорю от имени "Русской общины Севастополя". Мы гордимся, что у нас есть Елена Карпова, что она действительно вносит такое духовное состояние. Писать иконы не каждому дано. Я видела, как Лена писала икону дома для московского храма. Я встала и пошла налить себе воды, а глаза с иконы продолжали за мной следить. Не каждому дано изобразить живые глаза.
Завтра будет открытие Храма. Пусть приходят севастопольцы, пусть посмотрят. Здесь действительно работали ребята из "Русской общины Севастополя". Они отмывали мрамор, чистили двери резные. Я горжусь своей молодёжью. Я не зря прожила жизнь.
- "Русская община Севастополя" всегда отличалась тем, что в ней много молодёжи и детей, что очень важно.
Т. Ермакова:
- Говорят, мол, старая бабка, старая бабка... Я действительно старая бабка. Но я оставляю после себя вот этих ребят. И я знаю, что будет существовать вера, будет существовать прекрасное, будет существовать культура. Вот что я хочу оставить!
- Будет существовать Россия.
- Да! Будет ЖИТЬ!!!!
И все хором: Урррра!!!!!

Корреспондент Севастопольского новостного сайта "Форпост" Е. Васильева

Видео и фото Васильевой и членов "Русской общины Севастополя".


Контакты

99057, г. Севастополь.
ул. Юмашева,
д. 15, кв. 16
+7 978 127 80 11
ermakova-ta@mail.ru